К вопросу об эффективности и ценности бесплатных семинаров можно подходить двояко, смотря с какой стороны оценивать – со стороны участников или со стороны ведущего. �? хотя я считаю, что в общем случае более эффективными по результатам являются платные семинары, и чем дороже, тем лучше, тем не менее, я все же сделаю парадоксальное заявление, что именно для меня, как участника, являются более ценными бесплатные семинары.
Давайте посмотрим, в чем же обычно платные семинары выигрывают перед бесплатными? В общем то, основная разница лежит в финансовой мотивации – если человек заплатил за семинар, особенно если он заплатил внушительные для него деньги, то у него будет больше стимула применять полученные знания на практике, чем если бы эти знания достались ему бесплатно. Все же ведь считают, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Но давайте вспомним, что такое Стимул:
Сти́мул - лат. stimulus — Острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка) запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%EC%F3%EB)
Забавно, да? Тренинг получается более эффективным не потому, что он именно вам более необходим и вам с его помощью хочется достичь заданную цель, а потому что вы сами для себя создали палку, которая вас погоняет. Возможно, раз без нее дело не идет, то погоняет эта палка вас вовсе не туда, куда вам действительно стоило бы идти. А для меня, самый лучший и надежный критерий эффективности – это придти к той цели, которая важна лично для меня без всяких дополнительных внешних стимулов.
Как очень метко заметил Стивен Кови:
«Если вы не основываете свои цели на вашей миссии, то можете карабкаться по лестнице успеха только для того, чтобы оказавшись на самом верху, понять: ВЫ НЕ В ТОМ здании?» (спасибо за цитату А. Парабеллуму в книге «Бизнес и жизнь. Правда, о которой не говорят»).
Поэтому, признавая, что при массовых замерах результативность платных дорогих семинаров является выше, чем бесплатных и причем значительно (и это подтверждается статистикой и отзывами), лично для себя я пришел к выводу, что семинары, в которых я действую без дополнительной финансовой мотивации, для меня имеют гораздо большую пользу.
Поницательный Джордж Карлин подтверждает эту же идею:
Внимание! В видео присутствует мат!
Два самых коротких ролика о мотивации:
Как ведущий семинаров могу сказать, что и аудитория платных и бесплатных мероприятий отличается. Все-таки, чаще всего, на промо-семинары в большей массе ходят люди, желающий получить информацию, но не всегда готовые внедрять полученные знания. Платные же семинары влекут за собой осознанное внедрение полученной информации и доведение до результата.