Наверное, многие слышали такой термин как «оргструктура организации». Обычно в российском бизнесе ее рисуют большие компании с численностью в сотни и тысячи человек и в основном для того, чтобы не запутаться, кто кому подчиняется и какого начальника как зовут. Ко всему прочему, как-то так сложилось, что оргструктура в большей степени отображает текущее состояние, а не то, как должно быть.
Казалось бы, что так и должно быть. Но давайте сравним организацию с человеком. Приходит некий не очень везучий человек на прием к врачу широкого профиля на осмотр. Доктор его осмотрел и все выявил: там камни, тут переломы, здесь отеки, здесь ушибы – всё это зарисовал и выдал:
- Вот вам ваша схема, теперь Вы знаете, как все у вас расположено.
- Но, доктор, мне надо как есть, мне надо, чтобы было так, как надо!
Действительно, правильная оргструктура должна отображать не то, что есть сейчас, а то, какой компания должна быть в идеале. В том идеале, который обеспечит бесперебойную работу Бизнеса, без излишнего дублирования функций и без узких мест. В этом случае в оргструктуре первичны будут не фамилия-имя-отчество конкретного начальника и его подчиненных, а то, какие посты какие функции должны выполнять и ради какого результата работают. Поскольку эта оргструктура отражает желаемое в идеале состояние организации, то становится понятно, что ее необходимо разрабатывать с самого начала функционирования бизнеса. Потому что для того, чтобы организация развивалась правильно, необходимо иметь образец, к которому она будет стремиться и с которым надо будет ее постоянно сравнивать, чтобы не уйти в сторону. Конечно же, допустимо будет вносить изменения в оргструктуру по мере изменения представлений об идеальном конечном виде, но эти изменения должны отражать именно изменения в представлении об идеале, а не то, как выглядит организация сейчас.
О том, как правильно построить эффективную оргструктуру компании читайте в Организационная структура предприятия, часть 2!