Это окончание статьи. Начало в Организационная структура предприятия, часть 1
Оргструктура для организации является столь же необходимым документом как проект для Вашего будущего дома. Если Вы его когда-то делали, то знаете, что у Вас там проработано всё до самой мелочи – какой фундамент, крыша, окна, стены, потолки, лестницы, какая внутренняя планировка, оборудование, где лампочки, где розетки, где выключатели.
Никто в здравом уме не начинает строительство дома, не имея при этом конкретного плана. Конечно, попробовать можно: купить какие-то материалы, нанять бригаду строителей и сказать им: «Постройте мне Дом». В лучшем случае, бригада откажется от столь неконкретного предложения, в худшем – то, что они построят, на дом походить будет, но вряд ли устроит Вас.
Поэтому, создание бизнеса как и строительство дома должно предваряться детальной проработкой его оргструктуры. Еще при разработке оргструктуры на самом раннем этапе функционирования компании надо исходить из желаемого конечного вида Вашей организации. Тогда Вы будете знать в каком направлении расти и иметь возможность видеть, какие по мере роста возникают узкие места и вовремя их исправлять.
Для формирования оргструктуры необходимо определить все промежуточные этапы в производстве продукции, как основные так и вспомогательные. Для каждого этапа необходимо определить что будет являться результатом его выполнения. В дальнейшем это будет служить индикатором его эффективности.
Необходимо понимать, что в оргструктуре должны быть представлены все отделы, которые будут связаны с производством продукции/оказанием услуг даже если сейчас у Вас нет для этого людей – все равно эти функции или кем-то выполняются или просто накапливаются проблемы или бизнес не получает того развития, которое мог бы.
В созданной Вами оргструктуре в обязательном порядке должны быть отображены следующие функции по разделам:
- Бухгалтерия: отчетность, контроль оплат, финансовое планирование, …
- Внутренние и внешние коммуникации
- Контроль качества: продукции, услуг, работы сотрудников
- Производство
- Работа с персоналом: найм, обучение, контроль эффективности, переобучение, формирование учебных материалов
- Маркетинг, Продажи: Трехступенчатый отдел продаж («холодные» обзвоны, первичные продажи, повторные продажи).
- Управление, развитие организации, контроль Собственника.
Нарисуйте на бумаге, какие должности в каждом из этих отделений должны быть при условии того, что Ваша компания будет в оптимальном для нее размере и на какой результат должны работать люди занимающие именно эту должность. Тогда проблем с пониманием, куда и как развиваться Вашей компании будет гораздо меньше.